Кушать продано. Опубликовано в газете "Москвичка". Автор статьи Ольга Абакумова.
Кто-то перекусывает в кафе во время обеденного перерыва, кто-то встречается в ресторане с подругами... Хорошо, если мы уходим из заведения общественного питания сытыми и довольными. Но что делать, если его посещение закончилось отравлением?
В кафе и ресторанах реализуемые блюда должны изготавливаться в строгом соответствии с рецептурой и отвечать требованиям санитарных норм. Это служит гарантией их безопасности. Когда сотрудники заведения общественного питания нарушают санитарные требования (используют некачественное сырье, не соблюдают технологические режимы, условия хранения и реализации продуктов), посетители оказываются не застрахованными от пищевых отравлений. Безусловно, отравиться можно и после посещения кафе, но что делать, если вы напрямую связываете расстройство желудка с общепитовской едой?
Дмитрий Лесняк, адвокат: Если пищевое отравление произошло после того, как вы съели в общепите какое-то специфическое фирменное блюдо, доказать вину заведения будет проще. В любом случае, распознать некачественный продукт помогут медики. Главное – не затягивать с визитом к врачу. Справку о плохом самочувствии можно получить в любое время, а вот определить причину отравления – лишь в течение нескольких часов. Говорить о том, что в дорогих ресторанах обслуживание лучше, а продукция качественнее, можно, но это далеко не так. Однако крупные кафе и рестораны, для которых важна репутация, строго следят за сервисом. Поэтому если вы решили поесть не дома - выбирайте брендовые места.
Факт отравления
Чтобы доказать свою правоту, надо подтвердить факт пищевого отравления. Обратившись к врачу в поликлинике, вы получите выписку из медкарты. Если поликлиника уже закрыта – вызывайте бригаду скорой помощи, которая зафиксирует отравление и выдаст медицинское заключение. Медработнику нужно рассказать о симптомах недомогания и обязательно сообщить, когда и какие блюда вы ели в ресторане или кафе.
На заметку
Ваши расходы на лечение не будут оплачены, если за медпомощью вы обратились не в государственную, а в частную платную клинику. Исключения возможны лишь в том случае, если помощь оказывалась с применением специфического оборудования или препаратов.
Лечение
Если врач назначает вам лекарства, обязательно сохраните чеки, подтверждающие их покупку в аптеке. Эти суммы можно взыскать с заведения общественного питания.
Доказательства вины
Уходя из кафе или ресторана, заберите с собой чек и не спешите его выкидывать. С помощью чека можно доказать, что вы питались именно в этом заведении. Если у вас нет чека и его никак нельзя восстановить, ссылайтесь на другие доказательства. Это могут быть показания свидетелей или даже оставшаяся у вас упаковка еды с логотипом компании.
Если вы расплачивались банковской картой, чек можно восстановить, получив выписку со счета. Перечня заказанных блюд в ней не будет, поэтому в случае спора в общепите можно «поднять» кассовые ленты.
Общение с администрацией
Вы обязаны уведомить администрацию кафе или ресторана о факте пищевого отравления в результате посещения заведения. Пишите претензию на имя юридического лица. Укажите сумму денежной компенсации, которую хотели бы получить за причиненный вред здоровью. Ответить вам должны в течение 10 дней. В большинстве случаев, брендовые заведения выплачивают компенсацию без судебных разбирательств. Особенно, если ваши требования разумны. Если общение с администрацией не складывается, обращайтесь в суд.
О компенсации
К исковому заявлению в суд приложите медицинскую документацию, подтверждающую факт пищевого отравления, кассовые чеки на приобретение лекарств, чек из ресторана или кафе (если таковой имеется). Бухгалтерская документация о недополученном доходе также может быть приобщена к делу. Если вы докажете вину общепита, вам должны возместить стоимость некачественного продукта, оплатить купленные лекарства, а также выплатить сумму, которую вы могли бы заработать за время болезни. Кроме того, закон «О защите прав потребителей» дает вам право требовать компенсацию морального ущерба.