- Наши права
-
- Как потребителю в споре с банком выйти победителем
-
- 15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году он посвящен защите наших прав при получении финансовых услуг – оформлении банковских кредитов и вкладов. «КП» выбрала самые яркие и поучительные истории из практики – разбираем их вместе с экспертом
-
- 20% ПЛАТЕЖЕЙ ПО КРЕДИТУ – ВНЕ ЗАКОНА!
-
- Валерий Х. одолжил у банка 15 900 долларов на покупку автомобиля. С заемщика сразу взяли 150 долларов за открытие валютного счета, а потом ежемесячно помимо процентов по кредиту стали начислять комиссию за ведение валютного и ссудного счетов. За 9 месяцев на одни только «комиссионные» ушло 3086 долларов, то почти 20% всей суммы кредита! А когда Валерий захотел погасить займ (заём) досрочно, то банк заявил, что пойдет на это, только если будут выплачены проценты за все годы, оставшиеся до окончания первоначального срока кредита.
-
- С такой ситуацией сталкиваются многие заемщики, поэтому важно знать: в декабре прошлого года Высший Арбитражный суд РФ признал незаконным взимание каких бы то ни было комиссий (, не относящихся к услугам банка) и прочих сопутствующих платежей по кредиту*, - разъясняет юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Дмитрий ЛЕСНЯК. – Когда Валерий обратился к нам, мы составили соответствующую претензию (образец см. на сайте kp.ru), и в итоге сумма уплаченных комиссионных была зачтена в счет погашения оставшейся части кредита.
- Требование банка выплатить проценты за будущие годы также незаконно. Ведь процентная ставка это плата за пользование кредитом, а заемщик перестает им пользоваться, возвращая досрочно – за что деньги-то брать?
- В то же время всем, кто надеется рассчитаться по кредитам раньше времени, стоит иметь иметь в виду, что в законодательстве до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: допустима ли комиссия за досрочное погашение займа. Защитники прав потребителей считают, что такая комиссия правомерна при соблюдении двух условий: а) если банк заранее предупреждает о ней в договоре, б) эта комиссия устанавливается в твердой сумме (а не пропорционально остатку кредита) и одинакова для всех случаев независимо от срока погашения кредита.
-
- * Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.11.2009 № 8274/09.
-
- УКРАЛИ ДЕНЬГИ СО СЧЕТА? ОТВЕЧАТЬ ДОЛЖЕН БАНК!
-
- Московский бизнесмен, будучи много лет вкладчиком крупного столичного банка, решил подключиться к услуге «Банк-клиент». Она позволяет через Интернет распоряжаться своим счетом, в том числе снимать и переводить деньги, узнавать баланс и т.п. Для безопасности все операции проводятся с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП), доступ к которой имеет только клиент-владелец счета.
- Однажды раздался телефонный звонок от оператора банка: «Мы не можем выполнить часть ваших платежных поручений, поскольку все деньги со счета – несколько миллионов рублей – были израсходованы по вашим предыдущим поручениям, пришедшим за пару последних дней». Надо ли говорить, что ни одно из этих поручений сам клиент не отправлял…
- - О краже денег со счета было заявлено в правоохранительные органы, возбудили дело, бизнесмена признали потерпевшим, - рассказывает Дмитрий Лесняк. Только когда теперь найдут вора и сколько лет с него будут взыскивать пропавшие деньги – большой вопрос. Банк же вроде как ни при чем, лишь выражает сочувствие пострадавшему от мошенников клиенту.
- - Мы взялись за это дело и настаиваем на том, что компенсировать пропажу денег в подобных ситуациях должен банк, - говорят в Обществе защиты прав потребителей «Общественный контроль». Ведь, когда вы открываете счет, собираетесь переводить банку свои «кровные», то в договоре вас, как правило, письменно заверяют в безопасности и сохранности средств. А оформляя клиенту электронно-цифровую подпись для распоряжения счетом через Интернет, банк письменно заверяет в супернадежности такой защиты.
- Таким образом, раз банк гарантирует безопасность, завлекая клиентов, то должен отвечать по своим обязательствам и компенсировать потери, если не удалось обеспечить сохранность денег на счете.
- - Судебный процесс пока идет, и решение по этому делу может стать прецедентным, - поясняет Дмитрий Лесняк. – Если пострадавшему клиенту откажут в удовлетворении иска, то получится, что банк за безопасность своей услуги не отвечает и клиенты по-прежнему будут пользоваться электронными системами распоряжения счетом на свой страх и риск. Если же банк обяжут компенсировать украденные деньги, то пострадавшие от мошенников клиенты смогут успешно отстаивать свои права.
- «Комсомолка» будет следить за процессом.
- КСТАТИ
- Быстро узнавать обо всех подозрительных операциях по счету, чтобы поскорее принимать меры для спасения своих денег (хотя бы оставшихся!) помогает услуга банковских SMS-уведомлений об изменениях на счете.
-
- ЗАЕМ ОФОРМИЛ ПОКУПАТЕЛЬ, ПРОЦЕНТЫ ПЛАТИТ… ПРОДАВЕЦ
-
- Юрий И. купил в кредит стиральную машину. Вскоре она сломалась, и в магазине заявили, что для выяснения причины «агрегат» отправляют на экспертизу. В ожидании вывода экспертов покупатель, вынужденный стирать вручную, перестал платить по кредиту. В итоге машинку признали бракованной, магазин согласился вернуть Юрию выплаченную часть кредита, а банковские штрафы, набежавшие за невнесение платежей во время экспертизы, возмещать отказался.
-
- - По закону магазин обязан возместить покупателю все убытки, понесенные при покупке в кредит, если товар оказался некачественным, - напоминает Дмитрий Лесняк. – То есть расходы на оформление кредита и ежемесячные проценты по нему продавец должен компенсировать безоговорочно (п. 5 ст. 24 Закона «О защите прав потребителей»). А вот убытки, возникшие по вине самого потребителя – в данном случае банковские штрафы из-за просрочки платежа – ложатся на плечи покупателя.
- ! Так что в подобных ситуациях юристы советуют покупателям продолжать добросовестно платить по кредиту, а как только подтвердится производственный дефект товара, «выкатывать» всю сумму трат продавцу – он должен возместить.
- ЭТО ПРИГОДИТСЯ
- От слишком дорогой страховки можно отказаться
-
- Многие из тех, кто взял или собирается брать кредит на машину или квартиру, недовольны платежами по страхованию, которое требует обязательно оформить банк. При этом клиента, как правило, отправляют в конкретные страховые компании, где плата может оказаться выше и невыгоднее, чем у других страховщиков.
- Это грубое нарушение законодательства! – комментирует наш эксперт Дмитрий Лесняк. – Банки могут лишь рекомендовать каких-либо страховщиков, но ни в коем случае не вправе ограничивать клиента, требуя страховаться только в «избранных» компаниях.
- Если же вы опасаетесь, что банк откажет в выдаче кредита при обращении к «посторонним» страховщикам (кстати, закон позволяет банкам не объяснять причин отказа), то можете поступить так. Сначала все-таки оформляете на некоторый период страховку в компании, предложенной банком, а потом, получив кредит, расторгаете невыгодный договор (вы имеете полное право сделать это в любое время!) и страхуетесь в другой фирме с более низкими взносами. Имейте в виду, что в этом случае вы потеряете часть денег, уплаченных первоначальному страховщику, но зато потом можете серьезно сэкономить на плате за страховку (особенно, если кредит на долгий срок).
- Разумеется, смена страховой компании не позволяет банку требовать досрочного погашения кредита.
-
Слушайте программу “Я потребитель” каждый вторник и пятницу с 12.00 до 13.00