Тысячи обменных пунктов, хаотично разбросанных по всему городу, ежедневно завлекают прохожих, предлагая обменять валюту по самому выгодному курсу. Но далеко не все обменники могут похвастаться хорошей репутацией. Довольно часто "выгодный курс", указанный на уличном табло, на деле оказывается лишь приманкой, не имеющей ничего общего с реальностью. О том, как отстоять свои права в таких ситуациях, "Правде.Ру" рассказали в Обществе защиты прав потребителей.
Жителям и гостям Москвы часто необходимо как можно быстрее поменять небольшую сумму долларов или евро на рубли и наоборот. К их услугам столько обменных пунктов у станций метро, в супермаркетах, в крупных торговых центрах, что глаза разбегаются, а мозг начинает судорожно сравнивать информацию на табло. В небольших обменниках цена на покупку-продажу валюты бывает куда привлекательнее, чем в пунктах обмены крупных банков, чья реклама постоянно мелькает на ТВ. Но выбирая обменник, каждый должен помнить, что в погоне за лишней сотней он может стать жертвой махинации.
Один мой знакомый положил в кассовый ящичек обменника 300 долларов, рассчитывая получить 9 600 рублей, а выдали ему вместо ожидаемой суммы всего 8 100. На изумленный вопрос: «В чем дело?» девушка за окошком меланхолично протянула: «Вы читать умеете, молодой человек? На табло же написано черным по белому, что 32 рэ доллар стоит, если вы меняете сумму от десяти тысяч баксов. А если меньше, то курс – 29». Знакомый уставился в информационный стенд над кассой и действительно разглядел, хотя и не сразу, мелкий шрифт, повествующий об этом неприятном для него, как и для многих других «невнимательных» потребителей, обстоятельстве. Зато сам курс в "32 рэ" за доллар красовался, выведенный гигантским шрифтом. Известная многим ситуация, не правда ли? Мой знакомый решил отказаться от операции и вернуть свои триста долларов, но кассир ответила, что сделка уже совершена. А если ему нужна валюта, он может купить ее по указанному курсу, что означало потерю еще нескольких сотен рублей. Вот такой обманный обменник… Мужчина выругался, развернулся и ушел. И расписался тем самым в собственном бессилии и незнании законов о правах потребителя.
Чтобы не оказаться в подобной ситуации, перед тем как совершить сделку, уточните у кассира курс интересующей валюты. Если вы забыли это сделать, следует помнить, что любой пункт обмена валюты является структурным подразделением того или иного банка, и деятельность его лицензируется. В обменнике обязательно должен быть уголок потребителя с информацией о контролирующем банке, координатами и контактами его главного офиса.
«Иногда бывает достаточно набрать номер телефона контролирующего банка и рассказать о намерении обратиться в суд, чтобы решить спорные моменты, которые возникли у потребителя в пункте обмена валюты. Банки во время кризиса особенно дорожат своей репутацией, а главное – своими лицензиями», - рассказал корреспонденту «Правда.ру» юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Дмитрий Лесняк.
На вопрос о том, нарушают ли обменные пункты закон, когда ставят курс продажи-покупки валюты в зависимость от размера сделки, Дмитрий Лесняк ответил: «Состава уголовного преступления в таких действиях нет. Их нельзя квалифицировать как мошенничество. Но если потребитель не может с ходу что-то понять (например, информация дана на табло мелким шрифтом или размещена в неудобном для восприятия месте), можно говорить о ненадлежащей форме доступности информации, то есть о нарушении закона о правах потребителя именно в этой части. Есть соответствующие нормы изложения информации на стендах, и они должны быть соблюдены».
Если звонок в главный офис не помог, следует обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу и в суд. Конечно, если речь идет о приличной сумме потерянных при сделке денег, и если вам не жалко времени на судебное разбирательство. «Карательный эффект» закрепит жалоба, адресованная Главному территориальному управлению Банка России по г. Москве – для этого есть специальная горячая линия.
«У обманутого в обменном пункте потребителя в любом случае есть шанс «отыграть» ситуацию и отстоять свои права», - уверен Дмитрий Лесняк.
Жителям и гостям Москвы часто необходимо как можно быстрее поменять небольшую сумму долларов или евро на рубли и наоборот. К их услугам столько обменных пунктов у станций метро, в супермаркетах, в крупных торговых центрах, что глаза разбегаются, а мозг начинает судорожно сравнивать информацию на табло. В небольших обменниках цена на покупку-продажу валюты бывает куда привлекательнее, чем в пунктах обмены крупных банков, чья реклама постоянно мелькает на ТВ. Но выбирая обменник, каждый должен помнить, что в погоне за лишней сотней он может стать жертвой махинации.
Один мой знакомый положил в кассовый ящичек обменника 300 долларов, рассчитывая получить 9 600 рублей, а выдали ему вместо ожидаемой суммы всего 8 100. На изумленный вопрос: «В чем дело?» девушка за окошком меланхолично протянула: «Вы читать умеете, молодой человек? На табло же написано черным по белому, что 32 рэ доллар стоит, если вы меняете сумму от десяти тысяч баксов. А если меньше, то курс – 29». Знакомый уставился в информационный стенд над кассой и действительно разглядел, хотя и не сразу, мелкий шрифт, повествующий об этом неприятном для него, как и для многих других «невнимательных» потребителей, обстоятельстве. Зато сам курс в "32 рэ" за доллар красовался, выведенный гигантским шрифтом. Известная многим ситуация, не правда ли? Мой знакомый решил отказаться от операции и вернуть свои триста долларов, но кассир ответила, что сделка уже совершена. А если ему нужна валюта, он может купить ее по указанному курсу, что означало потерю еще нескольких сотен рублей. Вот такой обманный обменник… Мужчина выругался, развернулся и ушел. И расписался тем самым в собственном бессилии и незнании законов о правах потребителя.
Чтобы не оказаться в подобной ситуации, перед тем как совершить сделку, уточните у кассира курс интересующей валюты. Если вы забыли это сделать, следует помнить, что любой пункт обмена валюты является структурным подразделением того или иного банка, и деятельность его лицензируется. В обменнике обязательно должен быть уголок потребителя с информацией о контролирующем банке, координатами и контактами его главного офиса.
«Иногда бывает достаточно набрать номер телефона контролирующего банка и рассказать о намерении обратиться в суд, чтобы решить спорные моменты, которые возникли у потребителя в пункте обмена валюты. Банки во время кризиса особенно дорожат своей репутацией, а главное – своими лицензиями», - рассказал корреспонденту «Правда.ру» юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Дмитрий Лесняк.
На вопрос о том, нарушают ли обменные пункты закон, когда ставят курс продажи-покупки валюты в зависимость от размера сделки, Дмитрий Лесняк ответил: «Состава уголовного преступления в таких действиях нет. Их нельзя квалифицировать как мошенничество. Но если потребитель не может с ходу что-то понять (например, информация дана на табло мелким шрифтом или размещена в неудобном для восприятия месте), можно говорить о ненадлежащей форме доступности информации, то есть о нарушении закона о правах потребителя именно в этой части. Есть соответствующие нормы изложения информации на стендах, и они должны быть соблюдены».
Если звонок в главный офис не помог, следует обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу и в суд. Конечно, если речь идет о приличной сумме потерянных при сделке денег, и если вам не жалко времени на судебное разбирательство. «Карательный эффект» закрепит жалоба, адресованная Главному территориальному управлению Банка России по г. Москве – для этого есть специальная горячая линия.
«У обманутого в обменном пункте потребителя в любом случае есть шанс «отыграть» ситуацию и отстоять свои права», - уверен Дмитрий Лесняк.